Новости Одессы и Одесской области

Специалисты по «проблемным» объектам

Специалисты по «проблемным» объектам

На рынке строительства жилой недвижимости Украины сегодня работает немало разных компаний, однако большинство из них видят свое назначение в строительстве и реализации выгодного коммерческого жилья. Но предприятий, строящих помимо жилья еще и промышленные объекты, выполняя специфические и сложные в техническом отношении работы, у нас в стране единицы. В их числе дочернее предприятие (ДП) СУ-2 ОАО «Одестрансстрой» — старейшей строительной организации Одессы, отметившей недавно свое 75-летие.

Предприятие с историей

Строительное управление № 2 ОАО «Одестрансстрой» — некогда крупнейшая транспортно-строительная организация страны, на счету которой сотни объектов, построенных не только на широких просторах бывшего Союза, но и за рубежом. Рабочие и инженеры предприятия сооружали объекты железнодорожного транспорта, выполняли работы по электрификации железных дорог в Иране, Афганистане, Турции, Болгарии и других странах. И сегодня такой богатой историей не может похвастаться ни одно строительное предприятие Одесчины.

Предприятие было создано в белорусском городке Лунинец перед самой войной (28 марта 1941 года) для обслуживания объектов железной дороги которому вначале получило название «Стройучасток №1». С первых же дней войны строителям, работавшим в сложных условиях, пришлось решать важные задачи по обеспечению движения эшелонов и сооружению переправ, за выполнение которых большая группа специалистов «Стройучастка № 1» была удостоена высоких правительственных наград. После войны предприятие, занимавшееся строительством и реконструкцией железных дорог и прилегающих к ним объектов, несколько раз меняло свое название и места дислокации, а в 1958 году было трансформировано в Строительно-монтажный поезд №823 (СМП-823).

Ветераны, которые почти полвека работали в СМП-823, на юбилейном вечере 25 марта 2016 года вспоминали, что одесский этап истории предприятия начинается с января 1963 года, когда СМП-823 было передислоцировано на железнодорожную станцию «Одесса-Сортировочная».Тогда на трех путях собралось около двухсот вагонов-теплушек, в которых строители в них жили целыми семьями (такое сейчас можно увидеть разве что в старых кинофильмах и хронике). Народ устал «кочевать» по огромной стране, восстанавливая разрушенные войной объекты народного хозяйства. И в Одессе шестидесятых началась «оседлая» жизнь для коллектива СМП-823, который тогда возглавлял Григорий Маркович Храковский.

Новая страница биографии предприятия была написана уже в составе треста «Одестрансстрой». А вскоре рядом с заводом «Продмаш» (а позднее — на станции «Одесса-Восточная») стали строить для «трансстроевцев» щитосборные дома.

В союзные времена «Одестрансстрой» был одним из самых крупных предприятий Украины по числу сотрудников. В тресте работало 12700 человек. Только в СМП-823 было около 800 специалистов. Всего же в тресте было 15 управлений: четыре из которых были расположены в Одессе, четыре — в Молдавии (в Бендерах, в Рыбнице и два — в Кишиневе), а также в Николаеве, Херсоне, Смеле (Черкасская обл.), Помошной (Кировоградская обл.) и других городах Украины.

Строителями СМП-823 совместно с другими управлениями треста был выполнен большой объем работ, построено много важных объектов. Предприятие принимало участие в строительстве новых железнодорожных линий подъездных путей к Одесскому припортовому заводу, к порту Южный, занималось электрификацией железнодорожной линии Одесса-Вапнярка, послевоенным восстановлением Одесского железнодорожного вокзала, строило аэровокзал в Кишиневе.

В 70–80-ые годы управление работало и на других крупных объектах — на строительстве железнодорожной станции в Ильичевском рыбном порту, а также подъездных путей паромной переправы Ильичевск–Варна (за работу на этом объекте начальник СМП-823 Евгений Тюпиков был в 1978 г. награжден правительственной наградой Болгарии — «Золотым орденом труда»).

Транспортные строители также построили в Одессе памятник Неизвестному матросу, Одесский театр музыкальной комедии им. Водяного, комплекс зданий Селекционно-генетического института, санаторий-профилакторий для железнодорожников, рыбный ресторан «Парусник» на жилмассиве Котовского и многие другие здания и сооружения.

А еще предприятие строило много жилья, причем не только в Одессе, но и в Ильичевске, Котовске, Раздельной, Южном, а также домов для переселенцев из Чернобыля.

В 1989 году СМП-823 обеспечил жильем и своих сотрудников. При поддержке областных властей, выделивших бюджетные деньги предприятие построило девятиэтажка на пять подъездов на ул. Курской в жилмассиве Котовского — это позволило переселить практически всех работников предприятия из бараков со станции «Одесса–Сортировочная» в новый дом.

Как выживали на «рубеже эпох»

В августе 1990 года СМП-823 возглавил Георгий Ченков, который и сегодня, спустя более четверти века, руководит управлением. А после приватизация в 1993 году предприятие было переименовано в ДП «Строительное управление №2» ОАО «Одестрансстрой».

— В 1980 году я окончил факультет промышленного и гражданского строительства Одесского инженерно-строительного института и должен был по распределению работать в тресте «Черноморгидрострой», — рассказывает Георгий Николаевич. — Но пока находился на военных сборах, в министерстве меня «перераспределили» в соседний трест «Одестрансстрой». С тех пор, вот уже 36 лет я в управлении. Начинал инженером производственно-технического отдела, затем работал мастером и прорабом. После этого стал сначала главным инженером, а потом и начальником СМП-823.

Как выпускнику факультета промышленного и гражданского строительства, чтобы работать в столь специфической организации как «Одестрансстрой», Георгию Николаевичу пришлось переучиваться — чтобы строить качественно и добротно надо было изучить все железнодорожное хозяйство.

— В те годы мы работали по всему Советскому Союзу. В конце 80-х годов, к примеру, мне довелось познакомиться с генеральным директором Череповецкого металлургического комбината Юрием Липухиным. По соглашению с комбинатом наше управление работало там шесть лет — до 1994 года, выполняя капитальный ремонт железнодорожных путей. Но в 1993 году банковская система между Украиной и Россией уже не действовала и мы стали работать по бартеру. Нам оттуда присылали вагоны с металлом, который мы реализовывали в Одессе. Но такая схема была уже невыгодна и в феврале 1994 года бригады управления вернулись домой со всей техникой.

Немало строек, связанных с электрификацией железных дорог и сооружением объектов транспортной инфраструктуры, было у предприятия и в Украине — в Николаевской, Херсонской, Черкасской, Кировоградской, Полтавской и других областях. И, конечно, очень много строек было и в Одесской области, где бригады управления были задействованы на строительстве многих значимый объектов. В их числе — птицефабрика  в селе Староказачьем (Белгород-Днестровский район), производственные и жилых здания в селе Петровка (Коминтерновский район), а также в селе Кудрявка Березовский района, где специалисты предприятия работали вместе с немецкими строителями.

Предприятие также активно участвовало в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, строило для чернобыльцев летом 1986 года жилье в селе Плесецкое Васильковского района Киевской области.

В конце девяностых годов СУ-2 успешно сотрудничало с Одесской национальной юридической академией (ОНЮА) и принимало участие в строительстве главного корпуса академии, актового зала, церкви Святой Татьяны, зданий Юридического колледжа, стадиона и других объектов ОНЮА.

Как решить транспортные проблемы?

Большинство таких специфических работ, как сооружение объектов железнодорожного транспорта и электрификация железных дорог, сейчас могут выполнять только строительные управления треста «Одестрансстрой». И когда в Одессе начали строить скоростную дорогу «Север-Юг», то за работу (такую, например, как в районе путепровода на станции Одесса-Товарная) никто кроме СУ-2 не брался. А бригады управления успешно выполнили весь комплекс специализированных инженерно-строительных работ, для них это было делом привычным.

Сегодня транспортная проблема — одна из главных в Одессе. Нужно разгрузить спальные районы в жилмассивах Котовского и Таирово. Но, например, на осуществление проекта перекидного моста через Одесский залив, денег никто давать не собирается.

— Для решения проблемы не требуется больших денег. В этом я убедился побывав в Бангкоке. Меня как строителя заинтересовали трехуровневые эстакады в столице Таиланда. Их строила немецкая фирма, заключившая с правительством соглашение, по которому строители получили право взимать плату за пользование дорогой в течение 10 лет. Транспортные проблемы надо решать и в Одессе, — считает Георгий Николаевич. Один из возможных вариантов — строительство на месте трамвайной линии на Пересыпи эстакады типа наземного метро. Так, например, как это сделали в Киеве, построив двухярусную эстакада от Метромоста в сторону Броваров. Но вся беда в том, что подписывать долгосрочный договор с иностранным инвестором никто не хочет. бизнесмены предпочитают объекты, позволяющие получить «быстрые деньги».

Что «в портфеле» управления?

Что касается ближайших перспектив, то портфель заказов СУ-2 постоянно пополняется.

— У нас давние контакты с конструкторами Управления капитального строительства Одесского горсовета, которое предложило взять под застройку бюджетный дом каркасного домостроения на Ковалевского, 14, — рассказывает Георгий Ченков. —Есть заказ на строительство жилого комплекса в Черноморске. Есть площадка под застройку на жилмассиве Котовского. Но сегодня мы беремся не за каждый объект, поскольку нет смысла распылять рабочие силы и технические средства. Но, главная причина, в отсутствии у нас оборотных средств.

К сожалению, предприятие вложило много средств в объекты, за которые заказчики еще не рассчитались. В их числе дома, сданные «под ключ» в Теплодаре (долг — 12 млн. гривен), селе Хлебодарское (долг — 6 млн. гривен), в Суворовском районе Одессы (долг — 2 млн. гривен).

— Получается даже так, что мы сами себе должны, — говорит Ченков. — Например, дом в Теплодаре начали строить три года назад на свои деньги, когда в Одессе действовала программа по жилью для молодежи, которая сейчас заморожена.

Есть вероятность, что скоро возрастет спрос на жилье в селе Хлебодарском, расположенном вблизи Одессы, и управление сможет вернуть хоть часть затраченных средств. А, если все долги предприятию будут выплачены, то СУ-2 сможет начать строительство собственного дома.

По вопросам сотрудничества и приобретения жилой недвижимости обращаться в ДП «СУ-2» ОАО «Одестрансстрой»:

• по адресу: 65102, г. Одесса, пер. Академика Векслера, 3

• по телефонам: (048) 716-11-30, 798-53-26

Лицензия Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины— серия АЕ, №525015

Чем интересны «проблемные» стройки?

— Сегодня мы, в первую очередь, работаем на рынке жилищного строительства, в основном в качестве генподрядной организации, выполняя общестроительные, сантехнические, электромонтажные работы и сдавая объекты «под ключ», — говорит Георгий Ченков. — Нам интересны «проблемные» стройки, в смысле сложности и значимости, на которых можно проявить свои возможности и опыт. К примеру, мы всего за шесть месяцев построили железнодорожный вокзальный комплекс в Раздельной — сегодня это один из самых красивых вокзалов в Украине. 31 апреля 2003 года мы «забили первый колышек», а уже в ноябре сдали объект в эксплуатацию. А кроме того, построили в Раздельной школу.

Впрочем знаковых объектов, построенных предприятием в Одессе, было немало. Например, здание Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва № 2 на Пушкинской, в которой начинали свой путь в большой спорт будущие чемпионы и призеры Олимпийских игр и победители чемпионатов мира и Европы. А 2003 году специалистам СУ-2 было доверено выполнение такой ответственной работы как реконструкция Одесского городского сада. А для корпорации АИС предприятие построило автосалон и станцию технического обслуживания на ул. Атамана Головатого.

Творчески подошли в управлении и к строительству уникального Дома с Ангелом —  Детского реабилитационного центра, который сейчас носит имя его создателя Бориса Давидовича Литвака. 

Как оживляют «недострои»?

В последние три года управление занимается «ликвидацией долгостроев», которых еще немало в Одессе и области. В их числе и незавершенные объекты «Альянса», которые никого из застройщиков не заинтересовали. Это — пять домов, расположенных на улицах Сахарова, 40 и 44, Марсельской, 1 и 1а, Высоцкого, 18.

Кроме них, «Одестрансстрой» достраивает два дома по улице Днепропетровская дорога, 77 и 97 — их возведение начинал Одесский домостроительный комбинат.

Взяв в Теплодаре на уровне первого этажа «недострой», управление достроило семиэтажный кирпичный дом, который ждет своих покупателей. Похожий объект СУ-2 возводит в селе Хлебодарское — управление взяло его в стадии «нулевого» цикла, а сейчас заканчивает крышу шестиэтажного дома.

Также в стадии завершения строительство трехсекционного девятиэтажного кирпичного дома в центре Одессы — в Щепном переулке (между улицами Утесова и Тираспольской». Этот «недострой», простоявший почти восемь лет, руководство СУ-2 планирует сдать к концу нынешнего года.

Кроме того, по просьбе областных властей предприятие взялось достроить 550-квартирный дом в Черноморске (Ильичевске), на котором строительная компания «Стройтехснаб» прекратила работы еще в 2008 году. Сейчас строительство жилого комплекса, состоящего из пяти 24-этажных корпусов, которое продолжило СУ-2, близко к завершению. Самый высокий жилой комплекс в Черноморске, на котором уже идет отделка внутренних помещений, управление рассчитывает сдать в эксплуатацию к новому году.

В работе у СУ-2 еще один недостроенный объект в Черноморске, который одесская компания «Билдинг групп» начинала строить еще в 2010 году. Сегодня эта стройка тоже близка к окончанию — выполнен большой объем работ по «электрике», «сантехнике», строительству насосных и тепловых пунктов.

 — Прибылей от таких недостроев нет. Дай Бог, чтобы заработать деньги на зарплату. Но такие объекты помогают нам сохранить свой коллектив в надежде, что со временем жизнь улучшится и вновь начнется строительный бум, — поясняет начальник СУ-2 Георгий Ченков. —  В Одессе площадок под застройку уже практически не осталось. Есть только ветхое жилье в малопрестижных районах города, требующее отселения людей. Конечно, сегодня застройщикам разрешается брать в центре Одессы целый квартал и комплексно его застраивать, но для этого необходимы огромные финансовые средства.

Как возродить ПТУ?

Сегодня в СУ-2 из 800 человек осталось только 100-110 сотрудников, а средний возраст приближается к пенсионному.

— Молодежи у нас практически нет. Это следствие того, что в Украине перестала функционировать система профессионально-технического образования. Раньше в ПТУ учащиеся после каждого семестра проходили производственную практику, предприятие платило за обучение молодого специалиста, который должен был три-четыре года отработать на этом производстве. Сейчас всего этого, к сожалению, нет, — сетует Георгий Ченков. —  На стройках острый дефицит монолитчиков и каменщиков, которых у нас никто не готовит, но которые очень нужны. И строительные компании готовы выделить финансирование, чтобы в полном объеме возродить систему профтехобразования.

 

Георгий ЧЕНКОВ, начальник СУ-2 ОАО «Одестрансстрой»:

— Как строитель могу сказать однозначно, что ни одной строительной фирме нельзя давать разрешения на строительство в центре, если проект не увязан с архитектурой города. Только это сможет сохранить гармонию в архитектуре Одессы. Во всяком случае центральная часть Одессы должна застраиваться не как попало, а в контексте старой городской архитектуры, без загромождения пресловутыми «свечками» и такими безликими объектами, как «Чудо-город» на улице Среднефонтанской.

 

Публикуется на правах рекламы

Таквор Оганесян

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции