Новости Одессы и Одесской области

День пролетарского сурка

День пролетарского сурка

Первомай — время весеннего обострения для больных ностальгией по СССР: «Хочется идти, приветствовать, рапортовать». В памяти — прямо «Этюд в багровых тонах» какой-то: Красная площадь, красные флаги, красные лица. И, если вам так «хочется красненького», то вот свидетельства той «героической эпохи».

«Голодный» парад

Пятнадцатая в истории Советской власти праздничная демонстрация в Москве по случаю 1-го мая проходила по обычному сценарию — военный парад, демонстрация, флажки, транспаранты. Среди всех прочих, лозунг: «Нерушимый союз рабочего класса и трудового крестьянства!».

В это время в украинских селах и кубанских станицах счет умершим от голода крестьянам шел уже на миллионы, а случаям каннибализма и трупоедства не было числа.

Трогательные картины единения народа с преступными режимами под гул первомайских демонстраций — жесточайшая профанация «Праздника международной солидарности трудящихся», который был задуман как веха борьбы наемных тружеников против произвола работодателей.

Подтверждение этому — исторический советский Указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» от 26 июня 1940 года. Согласно этому указу уйти с завода или фабрики было нельзя — рабочие были «приписаны» к заводу, как крепостные к земле. Никаких выходных не было. За прогул грозил лагерный срок, а опоздание на работу свыше 20 минут считалось прогулом. Сломался, к примеру, автобус по дороге на работу — следующей «остановкой» могла стать Колыма!

Анархия – «мать» Первомая

На самом деле, Первомай в исторической ретроспективе — это день анархистов. 1 мая 1886 года американские рабочие организовали забастовку с требованием 8-часового рабочего дня. По инициативе анархистской организации «Орден рыцарей труда» в Чикаго остановились все предприятия, на улицы вышли около 50 тысяч рабочих. 4 мая под конец митинга на Хеймаркет-сквер в рядах стражей порядка взорвалось взрывное устройство, в результате чего был убит один и смертельно ранены пять полицейских. В ответ полиция открыла огонь по безоружным демонстрантам, что повлекло за собой новые жертвы.

Власти арестовали восьмерых лидеров анархистского профсоюзного движения, четверо из них были приговорены к смертной казни (они вошли в историю как «чикагские мученики»).

В декабре 1888 года в Сент-Луисе съезд Американской Федерации Труда решил назначить 1 мая днем общенациональных выступлений за права рабочих. А в июле 1889 года, вслед за американскими профсоюзами, конгресс ІІ Интернационала постановил праздновать 1 мая как День солидарности рабочих всего мира и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями. И уже 1 мая 1890 года по Европе прошла волна многотысячных митингов и столкновений с полицией, а анархисты Испании встретили этот день всеобщей стачкой.

Поскольку очень скоро восьмичасовой рабочий день и социальные гарантии стали нормой жизни рабочих Запада, из праздника трудящихся Первомай в Европе и Америке очень скоро превратился в ритуал профсоюзов и политических экстремистов. Анархисты, по вине которых день вошел в историю, повторяют вслед за Нестором Махно, что «в день 1-го мая нет и не может быть праздника», и традиционно отмечают этот день акциями протеста.

В этот день во всем западном мире полиция бьется с анархистами, защитниками окружающей среды, прочими антиглобалистами и студентами. В Лондоне от поклонников Первомая страдают владельцы супермаркетов и магазинов, которым не удается уберечь витрины от бутылок и камней. А в Берлине побоища с полицией на улицах города стали своеобразным национальным первомайским развлечением.

День солидарности нечистой силы

Вряд ли поклонники первомайских демонстраций знают, что их многолюдные сборища — всего лишь отголосок весенних языческих празднеств. У большинства европейских народов май связывают с именем римской богини Майи. В первый день мая римляне издавна исполняли обряд, известный всем европейским народам: рано утром выходили в поле с музыкой собирать зеленые ветки, которыми потом украшали двери своих родственников и знакомых. В село (или город) вносили зеленое «майское» дерево, символизирующее приход лета.

Первомай — День начала весеннего сева — праздновался в западной Европе давно и повсеместно. На Британских островах, где первомайские торжества узаконены государством, в этот день отмечают Белтейн — древний кельтский праздник огня, главной особенностью которого было разжигание огромных костров. На Сицилии все, от мала до велика, в первомайские дни собирают луговые желтые ромашки, которые, по местным поверьям, приносят счастье. В Испании Первое мая — День всех цветов, которые распускаются к этому времени, во Франции — День ландыша.

С религией связан еще один аспект Первомая — его календарное соседство с Вальпургиевой ночью. Этот сюжет, вероятно, известен читателям по первой части «Фауста» Гете: ведьмы в канун первого мая слетаются на шабаш на гору Броккен для поклонения Князю тьмы. Вот как об этом повествует календарь «Православие день за днем»: «Первое мая есть ни что иное, как пережиток Вальпургиевой ночи, когда ведьмы, празднуя свою солидарность, пели и плясали на горе Броккенберг, устраивали оргии и посвящали дьяволу краденых младенцев». Интересная трактовка Дня пролетарской солидарности, не правда ли? Особенно в свете большевистских лозунгов о том, что Первое мая — «Красная Пасха». Любопытно, что в нынешнем году «Красная Пасха» совпала с Пасхой православной.

Современный мир, где из года в год все большая доля богатств создается не материальным, а интеллектуальным трудом, давно оставил в прошлом ретроградные празднества «рабочей солидарности». У планеты сегодня другие интересы и заботы: Первое мая — это всемирный День памяти умерших от СПИДа, в США это — день детского здравоохранения, в Литве — День матери, а в Корее — день рождения Будды.

Есть, кстати, в этом перечне повод и для других сравнений. В канадской провинции Саскачеван 1 мая — День суслика. Помните прекрасную американскую комедию «День сурка», в котором главный герой застрял во времени, бесконечно проживая вновь и вновь один и тот же наскучивший день? Наверное, именно поэтому Первомай сейчас многим напоминает этакий «день пролетарского сурка», вращающийся по нескончаемому порочному кругу.

Первомай под свастикой

«Столичная площадь запружена 100-тысячной толпой рабочих. Над колоннами демонстрантов — красные знамена и транспаранты. Всюду улыбки на лицах и красные флажки в руках. На трибуну поднимается лидер рабочей партии. Свою эмоциональную речь он заканчивает словами: «Почитайте труд и уважайте рабочего! День Первого Мая будет праздноваться во славу тружеников на протяжении веков». Речь оратора встречена долго не стихающей овацией».

Время действия — 1 мая 1933 года, «День национального труда». Место — Германия. Оратор на трибуне — Адольф Гитлер.

На следующий день профсоюзы в Германии были запрещены, их руководители арестованы, имущество и фонды конфискованы. Однако первомайские демонстрации в Третьем рейхе продолжались еще не один год, прекрасно обходясь и без профсоюзов.

Маевки и пролетарский календарь

Вроде бы исконно революционное понятие «маевка» на самом деле попало в лексикон экстремистских политиков из обыденности. Первое мая издавна известно как школьный праздник (сродни весенним каникулам) в Литве и Польше, называемый «маевкой». В Украине со времен Речи Посполитой на первые числа мая приходились традиционные весенние гуляния молодежи, посвященные началу летней поры. В Киеве, например, с эпохи средневековья студенты в первый день мая выезжали, как мы бы теперь выразились, на пикник на гору Глыбочицу.

Кроме того, Первомай — дополнительное подтверждение общеизвестного факта, озвученного Маяуковским: «у советских — собственная гордость». Причем не только гордость, но и календарь. В начале 30-х годов пролетарские вожди решили перекроить всемирный календарь, взяв за точку отсчета Октябрьский переворот (в советском календаре — Великую Октябрьскую Социалистическую революцию). Подход был прост, как гвоздь: все недели, без исключения, имели по 6 дней, а каждый месяц — строго 30 дней. Годовой остаток в 5 (6) дней представлял собой своеобразные «каникулы». Два дня из этих каникул — первомайские праздники, «Дни труда». С тех самых пор День международной солидарности трудящихся «не умещался» в один день, а занимал два или даже три, на удивление всему цивилизованному миру.

Донат САРАНА, социолог, историк

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
разруха - грабеж - укро май
разруха - грабеж - укро май
7 лет назад

то ли дело теперь:
диктатура на снайперах и убийствах
безнаказанное воровство миллиардами
гей парады вместо праздничных
праздники убийцам и извращенцам — остальным обворовывание и нищета — гододомор 21 века

слабоумный
слабоумный
7 лет назад

а что плохого в этом празднике? трудящиеся что не заслуживают праздника? день шахтера, день милиционера, а трудящиеся что по вашему не люди? если бы вот гей парад то это хорошо, а доярки трактористы плотники и строители водители троллейбусов ,им как быть? замечательный майский праздник весны труда и мира..а автора статьи родила волчица и на темечке у него 666.

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции