Новости Одессы и Одесской области

Сирота одесская: Есть ли шансы у сироты получить положенное по закону жилье?

Сирота одесская: Есть ли шансы у сироты получить положенное по закону жилье?

Заставить чиновников работать в отдельно взятом городе ― миссия не из легких. Она требует времени, нервов и повышенной активности. Благо, активистов в Одессе достаточно, и они более или менее равномерно покрывают все управления и отделы, в которых то и дело теряются деньги и не выполняются планы. Максим Тимонин, круглый сирота, уже второй год защищает права коллег по несчастью и во главе общественной организации «Форпост Одесса» следит за выполнением программы по обеспечению детей-сирот жильем. Мы пообщались и с активистами, и с чиновниками, и выяснили, как работает эта программа, и на что надеются ребята, которые не знали родительской ласки.

Бизнесменов жалко, а сирот не очень

Сироты по несколько лет оббивают властные пороги прежде чем получить собственное жильеДо 2010 года в законодательстве была прописана норма о том, что в любом строящемся квартирном доме 15% жилья предоставлялось на социальные нужды. То есть, в каждой новостройке, возведенной до 2010 года включительно, выделялись квартиры для разного рода очередников, и детей-сирот в том числе. Застройщики такое расточительство не приветствовали. Ведь новострои появляются не только в спальных районах и на окраинах, где стоят относительно дешево, но и в центре, в прибрежной зоне, где цены приближаются к заоблачным. Власть учла интересы бизнеса – норму о 15% отменила. И только потом принялась решать вопрос жилплощади. Решение затянулось на три года, пока в 2013 не была разработана программа предоставления жилья, согласно которой в городском бюджете-2014 запланировали 2 миллиона 340 тысяч гривен на покупку необходимых квадратных метров. Если представить себе, что каждый очередник-сирота получает по однокомнатной квартире в новострое стоимостью 30 тысяч долларов (при стоимости доллара 8,3 гривен), то в 2014 году жилье могли получить человек 9. В Департаменте же соцзащиты мы узнали о том, что на выделенные средства «приобретается» на данный момент всего четыре квартиры. При этом в «листе ожидания» 440 сирот, у которых жилья нет совсем, около 30 тех, чье жилье непригодно для жизни и более полусотни тех, кто стоит на квартирном учете.

  • В 2013 году ни один ребенок-сирота не получил жилье.
  • В 2012 году квартирами обзавелись двое сирот.
  • В период с 2005 по 2010 год, пока действовала норма о 15% жилья в новостроях, 61 ребенок-сирота получил собственную квартиру.

Глава общественной организации «Форпост Одесса» Максим Тимонин в вопросе жилья самое что ни на есть заинтересованное лицо ― он сирота и проживает в общежитии. Активист регулярно оббивает пороги чиновников в попытках добиться справедливости дляСироты по несколько лет оббивают властные пороги прежде чем получить собственное жилье себя и остальных ребят, но чаще всего натыкается на полнейшее бездействие. Главный аргумент чиновников, говорит Максим, — «Денег нет». Кроме того, городу очень на руку правовая безграмотность сирот. Нередко ребята просто не знают о том, что государство должно им предоставить энное количество квадратных метров в пожизненное владение, не говоря уже о положенных льготах и выплатах. Отсюда печальная статистика: каждый второй выпускник интерната совершает преступление; каждый пятый становится бомжем; каждый седьмой ― совершает попытку самоубийства. Лишь 1% детей-сирот получает высшее образование, столько же решаются на борьбу с системой и оббивание властных порогов.

Сегодня в Одессе лишь несколько человек из разряда сирот пытаются восстановить права на утраченное или отобранное жилье, а также добиться у государства положенных им квартир.

Чего добиваются сироты
Сироты по несколько лет оббивают властные пороги прежде чем получить собственное жильеСправедливости ради стоит сказать, что дети-сироты не сразу после интерната становятся бездомными. Государство обязало себя обеспечить их жильем до достижения 23 лет. До этого времени, если ребенку идти некуда, ему предоставляется место в социальном общежитии. Таким образом, из-за возрастного ограничения, в общежитии постоянная текучка: одни выселяются (независимо от того, выдало им государство жилье или нет), другие заселяются. Общественники уверены, что если возрастные ограничения отменить и разрешить сиротам проживать в общежитии до получения ими жилья, то чиновники будут вынуждены оперативно и нужном объеме предоставлять квартиры нуждающимся. Иначе проблемы перенаселенного общежития будут привлекать ненужное внимание к работе властей.

Второе требование активистов ― проведение инвентаризации жилищного фонда. Пустующих домов и квартир в городе-миллионнике достаточно для того, чтобы сократить не только очередь сирот, но и других очередников. Однако это, опять же, не выгодно профильным ведомствам, ведь средства за каждую такую «пустующую» квартиру, по традиции оседают в карманах чиновников.
Кроме того, существует несколько схем отбора квартир, уже находящихся в собственности у сирот. С целью избежания таких ситуаций общественники выступают за то, чтобы в течении пяти после получения жилья его нельзя было продать или передать другому лицу.

Вячеславу, а также его братьям и сестрам достался от матери дом на 9-й станции Черноморской дороги. Когда дом остался без жильцов (детей забрали в приюты, а мать умерла), поддерживать его жилое состояние должны были социальные службы. Но когда Вячеслав выпустился из интерната, обнаружил, что жить ему негде:

— Там нет ни окон, ни дверей, ни газа, ни света, ни воды. Но я там прописан, и значит, другое жилье мне не положено. Социальная служба предложила выписаться и встать на квартирный учет. Но тогда мы с братьями и сестрами потеряем родительский дом, и участок в городе, а когда получим новое жилье ― неизвестно, квартирные очереди не двигаются годами, — говорит Вячеслав.

Костя борется с системой с 2012 года. Пустующая трехкомнатная квартира наСироты по несколько лет оббивают властные пороги прежде чем получить собственное жилье Заболотного по праву должна принадлежать ему и его сводной сестре, так как куплена на деньги, вырученные от продажи квартиры их матери. Однако никто не спешит отдавать парню ключи. Ведь тогда вскроются многочисленные махинации с имуществом, в которых замешаны опекуны, соцработники и чиновники службы по делам детей. Сегодня для Кости квартирный вопрос ― дело принципа. Он хочет справедливости не только для себя, но и для своей сестры, обманом поселенной в общежитие (при этом ее опекун проживает в квартире отца девушки) и лишенной положенных ей выплат.

Володя, в отличие от друзей, квартиру получил. В Лиманском. На двоих с братом. Уже полгода ребята делают там ремонт своими силами, так как в том виде, в котором им квартира досталась, она была для жилья непригодна:
— Все до копейки идет на ремонт. Никого не нанимаем ― делаем сами. Друзья помогают, — рассказывает Володя.

Близнецы вспоминают, что во время просмотра квартиры чиновники обещали сами выполнить ремонтные работы. Ребята должны были въехать в жилую квартиру с необходимой мебелью и техникой. Однако, как только документы были подписаны, все обещания забылись.

Но братьям уже легче, чем многим ― жилье есть, документы в порядке. Мучает одно обстоятельство: по бумагам квартиру чиновники приобрели за 100 тысяч гривен, но ее реальная стоимость, как минимум, вдвое меньше.

Максим Тимонин, руководитель общественной организации «Форпост»
— Однажды ко мне обратилась одна организация с просьбой посоветовать, в какой детский дом отвезти конфеты. Я ответил, «зачем делать то, что обязаны делать городские власти? У них эти конфеты заложены в бюджете. Лучше заставить их работать и не позволять прикарманивать детские деньги». Меня обвинили в жестокости, но я уверен, что система может работать эффективно. И сама по себе программа обеспечения жильем не плохая. Другое дело, что она не выполняется.

Анна Мячина

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции