Николаю Бойко 41 год. Почти половину своей жизни он провел в инвалидном кресле. Причиной этого стал несчастный случай. В 23 года он попал под машину, а ухудшило ситуацию неудачное лечение: в больницу Николай пришел на костылях, а уехал в инвалидном кресле. С тех пор ему каждый день приходится преодолевать трудности, которые большинству из нас кажутся мелочами.
На пятый этаж — на руках
Николай ведет довольно активную жизнь, состоит в нескольких общественных организациях. А еще подрабатывает в одной из компаний в качестве консультанта по химическим технологиям (тут пригодилось первое высшее образование). Ведь прожить на пенсию в 970 грн. не реально. Тем более, что Николаю еще нужно содержать двух детей — семилетнюю Олю и пятилетнюю Машу. Сейчас девочки живут в частном доме вместе с бабушкой и дедушкой. Так намного удобнее: ближе добираться к школе, безопаснее гулять во дворе и т.д. А сам Николай живет на улице Академика Королева, на верхнем этаже пятиэтажного дома. Лифта здесь нет, поэтому спускаться вниз и подниматься вверх приходится на руках. Для этого в подъезде сделали специальные перила по всей длине лестницы. Коляска в это время остается внизу.
Во дворе мешают лежачие полицейские…
Своих дочек Николай старается навещать каждый день. Живут они недалеко… по обычным меркам. Всего-то нужно пройти от улицы Академика Королева до улицы Долгой. Спокойным шагом это займет около 20 минут. Но на инвалидной коляске это расстояние становится марафоном.
Значительную часть пути Николай предпочитает двигаться по дороге — там, где ходит автотранспорт. Это проще и быстрее, а зачастую даже безопаснее. Ведь тротуары в Одессе на сегодняшний день в таком плачевном состоянии, что ездить по ним крайне сложно — есть риск перевернуться и упасть. Даже съезды с тротуаров – проблема. Большинство из них очень крутые. И если мамочка с детской коляской здесь проедет спокойно, то для инвалида в коляске это настоящий трамплин. Заехать на него можно либо с разгона (что опасно), либо только с чьей-то помощью.
Отдельная тема — лежачие полицейские во дворах домов. Многие из них не соответствуют нормам: нет предупреждающих знаков, у обочин нет «зазоров», через которые коляски могли бы проехать свободно. В итоге, проезжая через эти препятствия, колеса инвалидного кресла в прямом смысле зависают в воздухе. При любом неосторожном движении теряется равновесие и коляска переворачивается.
— Бывает, что люди предлагают свою помощь, но обычно я от нее отказываюсь, — рассказывает Николай. — Ведь не все понимают специфику того, как именно ездит коляска. Например, мне нужно сейчас ехать, а они меня придерживают, или наоборот. А случается, что толкают не за поручни, а за спинку кресла. Но ведь так можно и сломать коляску. Поэтому я предпочитаю ездить самостоятельно, за редким исключением.
…А на дороге угрожают автомобили
Впрочем, на дорогах тоже не все гладко. Во-первых, здесь тоже есть ухабы и ямы, а еще — трамвайные рельсы. Во-вторых, вдоль обочин припарковано много машин, которые затрудняют передвижение. В-третьих, не стоит забывать о движущемся транспорте, который в любой момент может стать угрозой. Однажды Николай ощутил это на себе: водитель троллейбуса не заметил инвалидную коляску, наехал на нее и перевернул. Николай получил ушибы и травму головы, после чего у него стали хуже функционировать правая рука и мышцы лица.
Очень усложнить дорогу может плохая погода. Например, дождь. Асфальт и тротуарная плитка становится скользкими, появляются новые препятствия – большие лужи. Да и мокрые, грязные колеса крутить руками намного сложнее. Увы, во время нашей с Николаем своеобразной экскурсии по городу мы тоже попали под дождь. Однако Николай не стал возвращаться домой. Сказал, что справится и с этой проблемой. Конечно, время от времени мы прятались под какими-нибудь навесами, а также зашли в ближайший торговый центр. Здесь Николай обычно делает некоторые покупки, а в непогоду – греется и по возможности подсушивает промокшую одежду. Иначе неподвижные ноги быстро замерзают.
При выезде из магазина мы натолкнулись на очередное неожиданное препятствие – спуск с тротуара перегородил большой автомобиль. Джип встал таким образом, что спускаясь вниз, Николай волей-неволей уткнулся прямо в него. Хорошо, что хоть с одной стороны остался узенький зазор, через который удалось проехать. Иначе пришлось бы искать другой спуск, а для человека в инвалидном кресле это дополнительный и утомляющий труд.
Удивительно, но даже в таких условиях Николай старается быть оптимистом. По его мнению, когда человек теряет что-то одно, он получает взамен другое.
— Это я и по себе вижу, — говорит он. — Например, сейчас у меня слух стал намного лучше, чем был раньше. И так происходит во всем: срабатывает закон равновесия или закон сообщающихся сосудов, если хотите. В жизни все закономерно. А я вообще люблю жизнь, несмотря ни на что.
Считаем километры
Каждый день Николай Бойко преодолевает значительные расстояния:
4 км — прошел с журналистом «Одесской жизни» во время «экскурсии»;
5-10 км — обычная норма в день;
около 250 км — средний километраж за месяц.
Смотреть на сложный вопрос по делу снабжения людей с возможностями физическими прилагаемому заявлению на освоение возыка и подавать прошение до тех пор пока нуждающемуся не отдадут его ценную вещь.