Новости Одессы и Одесской области

Ждем нового повышения тарифов на тепло

Ждем нового повышения тарифов на тепло Две «сезонные» пресс-конференции традиционно проводят одесские чиновники. В апреле они рассказывают, что горячая вода, исчезнувшая в кранах после завершения отопительного сезона, появится после окончания ремонта теплосетей. Судя по тому, что в течение 13 лет горячая вода так и не появляется, то ремонт не закончился до сих пор. И второй раз — в сентябре. Коммунальщики убаюкивают одесситов сладкими речами о том, что отопительный сезон в Одессе начнется в срок, он пройдет организованно и никаких чрезвычайных ситуаций в зиму на теплосетях не возникнет. Тепловикам уже давно никто не верит, потому что одесситы знают — придет зима и в квартирах будет холодно. Люди оплачивают эту имитацию тепла в своих квартирах, пытаются жаловаться, ищут сочувствия у чиновников. Только теплее в домах от этих обращений, жалоб и заявлений не становится. И не станет.

Платим за метры или гигакалории?

Ждем нового повышения тарифов на тепло Не явился исключением и старт нынешнего отопительного сезона. Он, судя по заявлениям городской власти, начался непривычно рано — 1-го октября. Но от распоряжения городского головы Алексея Костусева и заявления руководства коммунального предприятия (КП) «Теплоснабжение города Одессы» о том, что котельные начали работать, подавая тепло в квартиры, — батареи не стали горячими, а очереди во врачебные кабинеты с жалобами людей на простуду свидетельствуют о том, что в квартирах холодно. Это, кстати, подтверждается и телефонными звонками читателей: каждый второй содержит жалобу на холодные батареи и отсутствие горячей воды в кранах.

Пришел отопительный сезон, а вместе с ним снова и снова тепловикам приходится отвечать на неудобные для себя вопросы. Читатели «Одесской жизни» задают эти вопросы в письмах и телефонных звонках ежедневно. Например, одесситы спрашивают: если в доме установлен тепловой счетчик, то какова единица измерения тепла, за которую надо платить, — гигакалория или квадратный метр? Имеет ли право горисполком устанавливать для таких домов плату в расчете на один квадратный метр?

Ждем нового повышения тарифов на тепло Во-первых, количество домов с установленными общедомовыми тепловыми счетчиками невелико — чуть свыше 15%. Во-вторых, в случае установки общедомового счетчика учета тепловой энергии потребитель оплачивает услуги согласно показаниям счетчиков пропорционально отапливаемой площади (объема) квартиры (дома усадебного типа) при условии осуществления собственником, балансодержателем дома мероприятий по утеплению мест общего пользования дома. Это указано в пункте 12 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, централизованного холодного и горячего водоснабжения и водооотводу, утвержденных постановлением Кабинета министров Украины №630 от 21 мая 2005 года.

Что входит в понятие «отапливаемая площадь»? Это, согласно вышеназванному документу, — общая площадь квартиры без учета лоджий, балконов, террас. В случае отсутствия приборов учета тепла начисления на услуги центрального теплоснабжения производится на всю площадь квартиры из расчета тариф на 1 кв. метр.

Ждем нового повышения тарифов на тепло Согласно письму Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики (НКРЭ) от 17 сентября 2010 года «О распределении обязанностей», утверждение тарифов на тепловую энергию (единицей которой является 1 гигакалория) осуществляется НКРЭ. А утверждение тарифов на услугу по централизованному отоплению (единицей которой является 1 квадратный метр отапливаемой площади) осуществляется органами местного самоуправления на основе тарифов на единицу тепловой энергии. То есть цена 1 Гкал является производной для расчета цены на услугу при отсутствии теплового счетчика. Иными словами, если в доме установлен домовой тепловой счетчик, то платить необходимо за стоимость потребленных Гкал пропорционально отапливаемой площади.

Мы опять отличились, но гордиться нечем

В Одессе тарифы на отопление растут с завидной регулярностью. Последнее повышение произошло в июне 2012 года. Коммунальщики лукаво называют эти повышения корректировкой тарифов и напрямую связывают его с повышением тарифов на услуги централизованного водоснабжения и водоотведения. На сегодняшний день плата составляет: Ждем нового повышения тарифов на тепло

  • за единицу потребления горячей воды (с НДС) — 20 грн. 19 коп.;
  • за подогрев 1 кубометра холодной воды (с НДС) — 17 грн. 45 коп.;
  • за 1 кубометр холодной воды (с НДС) — 2 грн. 8 коп.

Тарифы на отопление в Одессе на сегодняшний день — самые высокие в Украине. Желающие убедиться в этом могут зайти на сайт Министерство региональной политики Украины — www.minregion.gov.ua.

И завершая тему тарифов на отопление в Одессе. Будут ли они расти? Однозначно — будут. Потому что они на сегодняшний день составляют 68% от фактической себестоимости одной гигакалории тепла. То есть вырастет цена на газ или в городской казне образуется прореха — и можно не сомневаться, что тарифы вырастут.

А ведь тарифы хотели снизить…

Ждем нового повышения тарифов на тепло Можно вспомнить, что активную позицию по снижению тарифов в ЖКХ, в том числе и по отоплению, занимал в вое время одесский мэр Алексей Костусев. Он заявлял, что не выступает за то, «чтобы лично мне в исключительном порядке понизили квартплату. Я хочу, чтобы наших людей не считали быдлом. Ну, нельзя же так, с кондачка, повысить тарифы в четыре раза, потом их слегка понизить. Это жлобство, хамство и неуважение к жителям Одессы».

Спустя месяц после своего вступления в должность, Алексей Костусев сказал, что ему нужно еще минимум полгода на рассмотрение тарифов, но он о них «не забыл». «В ходе предвыборной кампании я не раз заявлял, что тарифы будут рассмотрены и пересчитаны с точки зрения требования закона, и от своих слов я не отказываюсь. Это приоритетное задание, которое стоит перед моими помощниками и управлением ЖКХ».

Позже, изучив проблемы городского хозяйства городской голова сделал заявление, что «три года назад, когда принимались эти тарифы, была другая ситуация. Ее нельзя переносить на нынешнее время. Поэтому тарифы будут пересчитаны. Они станут экономически обоснованными и прозрачными».

Ситуация выгодна всем, кроме потребителей

Ждем нового повышения тарифов на тепло Пережив не одну холодную зиму, многие одесситы ринулись осаждать кабинеты чиновников с заявлениями о намерении отказаться от услуг централизованного отопления и заменить его индивидуальным обогревом или электроотоплением. Возможно ли это?

Согласно п.24 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу (постановление Кабмина №630 от 21июля 2005 года), потребители могут отказаться от получения услуг по централизованному отоплению. Но техническая возможность отключения должна быть предусмотрена в схеме теплоснабжения, которая утверждена органом местного самоуправления. Отключить от централизованного теплоснабжения можно только целый жилой дом, а не отдельные квартиры.

Ждем нового повышения тарифов на тепло Люди готовы своевременно оплачивать предоставленные жилищно-коммунальные услуги, в том, числе и централизованное отопление. В процессе общения с тепловиками они требуют с их стороны одного — предоставить услуги надлежащего качества. То есть, чтобы горячая вода отвечала заданным параметрам, чтобы батареи грели, а в квартирах было тепло.

Из 6,5 тысяч домов, состоящих на балансе Горсовета, только около 20% оснащены тепловыми общедомовыми счетчиками. Они не являются дефицитом, и установить их сложности не представляется. Но тем не менее, в Одессе их практически нет. Почему? Жильцы платят за метры квадратные или кубометры, а счета дому выставляют в гигакалориях. И даже если в квартирах есть счетчики на горячую воду, то они способны считать только водометры. Они не меряют тепло на входе и выходе, а соответственно, не считают гигакалории.

Ждем нового повышения тарифов на тепло Многомиллионные долги ЖЭКов по коммунальным платежам, кроме долгов за потребленные услуги одесситами, накапливаются еще и из-за предоставления счетов за потребленную горячую воду. Так, если взять среднестатистический одесский жилой дом, то в месяц он приблизительно потребляет 1500 кубометров горячей воды. Если это число разделить на 22,5 кубометра (1 гигакалория нагревает именно 22,5 кубов воды до температуры 55 градусов согласно действующим нормам), то получается, что в среднем среднестатистический дом должен платить за 60 Гкал. Однако, как правило, ЖЭКам выставляется счет значительно больший за фактически потребленный объем воды. Это происходит из-за значительных потерь тепла по пути от производителей до конечных потребителей. Эта схема выглядит довольно прозрачной только на первый взгляд. А все потери на теплотрассах и водопроводах ложатся на ЖЭКи и, в конце концов, — на рядовых потребителей. В свою очередь, Горсовет оправдывается в том, что не могут навести порядок в тарифообразовании.

Таким образом получается, что ситуация выгодна всем сторонам: монополистам, ЖЭКам и городским властям. Всем, кроме рядовых потребителей, которых обычно просто ставят перед фактом про очередное повышение платы за те же самые услуги. При том, что качество этих услуг давно не соответствует действующим нормам. Только 60% услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению относится к безучетному потреблению. Это, по мнению экспертов, и приводит к непрозрачности и необоснованному формированию тарифов. В сложившейся ситуации крайними оказываются не ЖЭКи, у которых тоже хватает проблем, а обычные горожане, которым приходят платежки за коммунальные услуги. Тем не менее, как правило, именно ЖЭКи, как заказчики ряда коммунальных услуг, обязаны предоставлять услуги гражданам качественно и в полном объеме. Этого по ряду причин не происходит. Сплошь и рядом бывают случаи, когда вода из горячего крана в многоэтажных квартирах стекает от 15 до 30 минут в ночное и утреннее время. Даже если в квартире нет счетчиков на воду, домовые счетчики все равно считают потребленную воду. А ЖЭКи разбивают этот объем на все квартиры, присылая жителям соответствующие платежки предоставляемых услуг.

Знать, чтобы требовать

Ждем нового повышения тарифов на тепло По каким параметрам измеряется микроклимат в квартире? Простенький на первый взгляд вопрос на самом деле далеко не прост. Итак, вы пригласили техника из ЖЭКа для измерения температуры в вашем жилище, где, на ваш взгляд, прохладно. Что нужно знать?

1) Температурный режим в помещении определяется не температурой батарей, а температурой в жилом помещении. И для контроля измерять нужно в первую очередь температуру поверхности оконного стекла с внутренней стороны. Она должна быть в пределах 10-12 градусов. Именно поэтому батареи отопления размещают под окнами. Суммарно температура в помещении состоит из суммы двух показателей — температуры воздуха и температуры внутренних поверхностей конструкций в помещении. Оптимальная температура для здоровья человека установлена в пределах +18+20 градусов.

2) При централизованном снабжении горячей водой нормативы температуры воды в точке разбора должны быть не менее чем 50 градусов и не более чем 75 градусов. Но если температура воды составляет:

  • 45-49 градусов — потребитель имеет право на уменьшение оплаты за весь период отклонения на 10%;
  • 40-44 градусов — оплата уменьшается на 30% за весь период отклонения;
  • ниже 40 градусов — оплата не производится за весь период отклонения.

Если температура горячей воды не будет отвечать установленным показателям, потребитель приглашает представителя исполнителя для составления и подписания акта-претензии. Представитель должен явиться к потребителю не позднее двух рабочих дней. Если он не явится в указанный срок или откажется подписать акт, он считается действительным, если его подписали не менее двух потребителей.

В акте, который составляется в произвольной форме, должны быть указаны:

  • параметры нарушения качества;
  • дата начала отсутствия предоставления услуги или предоставления ее ненадлежащего качества;
  • период нарушения.

Акт-претензия является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги. Он составляется в двух экземплярах для каждой из сторон. Потребитель передает акт-претензию исполнителю, который в течение трех рабочих дней решает вопрос о перерасчете платежей или вручает потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении предъявленных требований. В случае необоснованного отказа исполнителя от проведения перерасчета, потребитель имеет право обратиться в суд. Напоминаем потребителям, что по искам, связанным с нарушением потребительских прав, они освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Жаловаться на отсутствие тепла бесполезно

Ждем нового повышения тарифов на тепло Отопительный сезон в Одессе теплоэнергетики начали с колоссальной задолженностью за потребленный природный газ — цифра долга составила почти 1 миллиард гривен. «Нафтогаз» Украины заявляет, что если теплоэнергетики страны не снизят потребление природного газа, то выделенный им лимит потребления «голубого топлива» будет израсходован уже в ноябре. Теплоснабжающим организациям в этом случае будет предложено закупать газ по более высокой цене, которая позже будет трансформирована в новые цифры в платежках. То есть не увеличивая официально цену на газ для населения, тепловики заставят людей оплачивать новые тарифы на отопление.

Тепло в наших домах не появится, если этого не захотят городские власти, осуществляющие руководство коммунальными предприятиями Одессы. Жаловаться на отсутствие тепла бесполезно. Первичная инстанция, которая будет рассматривать заявление, – ЖЭК, домоуправление, ЖКС. Именно эти организации заключили договор о поставке тепла и горячей воды в КП «Теплоснабжение города Одессы». Отсутствие прямого договора потребителей с коммунальным предприятием лишает их права добиваться элементарной бытовой услуги в виде горячей воды. Коммунальщики не проявляют энтузиазма, когда речь заходит о заключении прямых договоров с населением о поставке тепла и горячей воды. Почему? Процедура подготовки и заключения прямых договоров с населением еще, скажем так, детально не Ждем нового повышения тарифов на тепло отработана. Для этого необходимо подготовить нормативную базу. В том числе — получить лицензии на такой вид деятельности, провести локальный энергоаудит, установить приборы учета тепловой энергии. Эти этапы сегодня только отрабатываются. По данным Госкомстата Украины, по итогам прошлого года потери воды, поданной потребителям, составили 1,2 млрд. кубометров (23,26% от общего объема, поступившего в сеть). При этом в отдельных регионах этот показатель еще выше. В Одессе эта цифра достигает 40-45%, то есть трубы представляют из себя решето. Ежедневно под землю в Одессе уходит 300 тысяч кубометров горячей воды.

Не лучше обстоят дела и с отоплением. Так, если объем потерь воды в 2010 году остался на уровне предыдущего периода, то потери тепла по сравнению с 2009 годом возросли с 12,3 до 13,4 млн. Гкал. Это составило почти 14% от всего количества тепла, отпущенного потребителям, включая население.

Вместо эпилога

Ждем нового повышения тарифов на тепло Впереди — зима. Какой она будет — снежной, холодной, теплой — узнаем совсем скоро. Но уже сегодня ясно: жестких разговоров с теплоснабжающими организациями нам не избежать. И к таким разговорам надо быть готовыми. Надо знать, куда эффективнее (кроме суда) обращаться, чтобы заставить КП «Теплоснабжение города Одессы» производить перерасчет за низкое качество предоставленных услуг. Ориентироваться необходимо на «Порядок проведения перерасчета размера платы за предоставление услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотводу в случае непредоставления их или предоставления в неполном объеме, снижения качества» (утверждено постановлением Кабинета министров Украины от 17 февраля 2010 года, № 151.

Если диалог с «Теплоснабжение города Одесса» оказался для вас неконструктивным — обращайтесь в региональное отделение Антимонопольного комитета Украины и Управление по делам защиты прав потребителей. К заявлению обязательно приложите копию договора, всю переписку, копии актов (в соответствии с Правилами) и подтверждение того, что работники коммунального предприятия не реагировали на ваши жалобы.

И помните: все жалобы, поступающие на предприятие, должны регистрироваться в установленном порядке в отдельном журнале. Одним из первых шагов в ходе проверки контролирующего органа есть просьба предоставит этот журнал для проверки.

Отапливаемая площадь — это общая площадь квартиры без учета лоджий, балконов, террас.

У кого больше?

Подробнее об этом читайте в газете "Одесская жизнь" №43.

Вячеслав Воронков

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
6 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
леля
леля
10 лет назад

таки да горячей воды нет.хотя со 2 числа начался отопительный сезон.заставить сделать перерасчет за весь дом на кузнецова 110.

Ольга
Ольга
10 лет назад

Трубы отопления чуть теплые. Горячую воду надо спускать, чтобы можно было помыться.
Хотели поставить водомеры фирмы Филипс, которые не регистрируют потребление воды, если она ниже 60С — отказали, ссылаясь на то, что такие водомеры не зарегистрированы в Украине.
Жаловаться куда-либо бесполезно. Пробовали. В тот день, когда приходит проверяющий все задекларированные параметры соблюдаются. Стоит ему уйти и через несколько часов все возвращается на круги своя.
Но платим-то мы за тепло и горячую воду, которые должны подавать с соответствующими параметрами.
Водомеры фирмы Филипс никогда не зарегистрируют в Украине, иначе тепловики будут получать оплату конкретных услуг, а не задекларировнных.
Что касается Кактусева, то он всегда щедр только на обещания.

Сергей
Сергей
10 лет назад

В КП «ТГО» полный беспредел.Особенно в транспортном цеху.
Даже за выезд водителя на рем.обект, необходимо платить механику КП «ТГО» 5 гривен за выезд,или 50 в месяц. А вы Хто такие? Быдлом были, и будите быдлом.

Аноним
Аноним
10 лет назад

Люди, да забудьте вы о горячей воде. Мы же живем в стране третьего мира! у нас для людей ничего не делается. Хотя нет, вру, для людей у нас поднимают цены и тарифы, чтобы другие люди могли жить лучше и комфортнее.

Светлана
Светлана
10 лет назад

Ольга, если у Вас в квартире сейчас еле теплые батареи — это нормально, на улице еще тепло. А вот если на улице температура опустится до ноля, то тогда уже надо будет кричать «Караул». У нас каждую зиму батареи греют нормально, холодно еще не было. Что до горячей воды, то давно пора переходить на бойлеры или газовые колонки. Пока горячая вода поднимется до 9-го этажа, можно с ума сойти. Мне кажется, необходимо делать котельные к каждому дому и тогда везде будет тепло и не будем обогревать улицу.

Валентин Иванович
Валентин Иванович
10 лет назад

В нашей стране каждый сам за себя. Поэтому спасет от холода только индивидуальное отопление. Я не думаю, что городские власти пользуются централизованным отоплением.

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции