Новости Одессы и Одесской области

Легенды Одессы: Слободка-Романовка

Пушкинское училищеСлободка или, как её называли раньше в Одессе, Слободка-Романовка, всегда занимала стратегически выгодное положение на высоте над Водяной балкой. Опытные слободские фортификаторы эту стратегическую выгоду видели в том, что с любой точки Слободки можно было видеть, чем занимается генерал-губернатор дюк де Ришелье у себя в Дюковском саду.

Реноме Слободки

О происхождении названия «Слободка-Романовка» учёные спорят до сих пор. Однако нам кажется, что своё название этот район Одессы получил благодаря расположенной на его территории психиатрической лечебнице. Точнее, Психиатрическая лечебницаблагодаря её пациентам, считавшим себя царями, королями, императорами. Утверждают, что вначале предлагались и другие названия: «Слободка-Наполеоновка», «Слободка-Бурбоновка», даже «Слободка-Габсбурговка», но под влиянием местных патриотов, идиотов и славянофилов приоритет был отдан отечественным сумасшедшим. Так на долгое время закрепилось название «Слободка-Романовка».

Географически Слободка расположилась к югу от Шкодовой горы. Историки уверены, что название «Шкодова» этой возвышенности дали ещё чумаки, ибо на их лексиконе слово «шкода» имеет два смысла: «беда» и «женщина», что в общем-то очень близкие понятия. Дело в том, что чумаки, ездили на наши лиманы за солью. Но проехать беспрепятственно через эти места было очень непросто, а объехать их так просто глупо. Местные хозяйки варили такой справный самогон, что буквально после второго бутылька даже в самую крепкую голову являлись видения, наиболее захватывающим из которых был шабаш ведьм, который признавали вполне уместным при наличии вороживших с самогоном баб и готовой на любую шкоду горы, ибо Шкодова ни в чём не уступала языческой Лысой горе, которую в своё время застолбили под свои шабаши ведьмы. В общем, вместо соли чумаки увозили отсюда страшную головную боль и приятные следы от шабаша по всему телу.

Оказался причастным к истории Слободки-Романовки и Пушкин. Александр Сергеевич, щедрая душа, живя в Одессе, не только в периоды безденежья брал у местных жителей в долг некоторые суммы, но и сам, разбогатев (короче, выиграв в карты), одалживал всякому, кто просил, естественно никогда не запоминая, кому одолжил, и не напоминая о долге. Поэтому, когда на Слободке было принято решение просвещать юношество и строить там училище, его возвели на деньги, которые одесситы, вспомнив, что задолжали великому поэту, пожертвовали на возведение школьного здания, получившего название «Пушкинское училище». Поступить в это училище было непросто, ибо многие жители Слободки мечтали, чтобы их дети хоть что-то переняли у Пушкина. Правда, те начали с малого — игра карты в училище продуманно сочеталась с учебным процессом. Кстати, тот слободской опыт нынешнее украинское Министерство образования вполне могло бы использовать при реформе нашего образования, причём для этого в школах и гимназиях нужно произвести только одну перестановку: уроки должны длиться 10 минут, а перерывы 45 минут плюс 5-7 минут на тасование колоды. Правда, учителям пришлось бы существенно повысить зарплату, так как те наверняка не остались бы в стороне от жизни школьного коллектива, а как превзойти нынешних детей в шулерстве, в современных университетах, увы, пока не учат.

Ореол Слободки

На Слободке всегда жили добрые и сердечные люди. Здесь почти все знали друг друга если не по имени, то в лицо. Достигалось это очень просто: когда двое встречались на улице, то один непременно оставлял другому след на лице, чтобы узнать его в следующий раз.

Да, на Слободке всегда жили дружно и весело. В помещении Народной аудитории (позднее кинотеатр им. Старостина) довольно часто устраивались так называемые «народные семейно-танцевальные вечера». Там никогда не было скучно: для того чтобы развлечься, народ танцевал семья на семью и стенка на стенку. Веселье затягивалось порой до утра.

Интересная деталь, на Слободке не было ни одной гостиницы, зато в 11-м номере по Рождественской улице помещался великолепный постоялый двор Баранского, в котором, по свидетельству путеводителя Г. Каранта, «находили приют и доброжелательство приезжавшие на базар крестьяне». Поэтому двор всегда был полон возов, телег и доброжелателей. Если кто-либо из постояльцев с вечера просил почистить ему обувь, то местные доброжелатели, из самых доброжелательных побуждений, чистили у приезжего и обувь, и чемоданы, и вообще всё, что не успели почистить ещё днём.

Особый феномен наблюдался на Слободке по части женского контингента. Поразительно, но здесь не наблюдалось ничего среднего — здесь преобладали либо шмары, либо кошмары. Первые легко находили себе место на Дерибасовской напротив Городского сада среди других дамочек горизонтальной профессии. Но ещё проще было добыть место вторым: их охотно брали горничными в те интеллигентные дома, где собирались гости, чтобы интеллигентно усугубить по части напитков. И если раньше слуги просто не успевали гостей разносить и укладывать, то с появлением горничных из слободских в этом никакой нужды уже не было — гость, взглянув на такую горничную, вмиг трезвел.

Лавры Слободки

Да, на Слободке жили изобретательные и культурные люди. Всей Одессе был известен житель Слободки Г. Замбели, который открыл у себя знаменитую школу танцев. Это был смелый, передовой шаг хотя бы потому, что сам Замбели танцевать не умел. «Как же он учил божественному искусству Терпсихоры? — спросите вы. Ох, всё надо вам объяснять! Он руководствовался великим педагогическим принципом: «Учить надо так, чтобы потом не было мучительно больно». В общем, чтобы потом не побили.

Зато Замбели в своей школе ни на йоту не обступал от того, чем привлекала его реклама: «Самые престижные танцы». Первым в учебных планах стоял вальс. Тут низкий поклон Иоганну Штраусу, королю вальсов, который щёлкал их, как семечки, и также бойко ими торговал. Вы, конечно, поняли, что торговал Штраус вальсами (не семечками же ему торговать в императорской Вене — это было монополией императора). Вальс сразу полюбился, потому что имел ряд привлекающих сторон. Например, партнёр держал партнёршу за талию. Талию мужчина искал, как Колумб Америку, не пропуская ни одного притягательного островка по пути следования руки. В это время дама клала правую руку на плечо джентльмену, то ли чтобы подчеркнуть интимность момента, но скорее, чтобы он не сбежал.

Но, ясное дело, коронкой учебной программы школы Замбели был фрейлехс. Говорят, именно благодаря природному дару слободских танцоров в школе Замбели родился фирменный фрейлехс с простым и, главное, понятным названием «Стой! Ни с места! Руки вверх!». Кстати, благодаря такой конкретике, прагматике и практике Замбели легко решал вопрос сбора платы за обучение.

ХлебзаводГордость Слободки

Особой достопримечательностью Слободки была хлебопекарня, появившаяся на Городской улице (в конце 1920-х преобразованная в хлебозавод), одна из немногих одесских хлебопекарен она принадлежала не частному лицу, а местному самоуправлению. Сегодня сказали бы, что это был «государственный хлебозавод» со всеми его отличительными признаками: выпечка неполновесного хлеба, необоснованные цены на продукцию и в довершение наличие сюрпризов.

Так газета «Одесский вестник» за 1873 год поведала, что в одной из буханок хлеба полицейские чины обнаружили тайник. Таким манером одесские мазурики замаскировали уворованные деньги, кольца и другие ювелирные изделия, а в другой буханке уже врачи нашли мочалку. Находка была немедленно препровождена во Врачебную управу, где давно медицинский спирт местные эскулапы, принимая спирт с оздоровительными целями, занюхивали его мочалкой, считая это очень гигиеничным сочетанием.

И уж если мы заговорили о медицине, то не надо забывать, что в 1901-1904 годов на Слободке появились бордовые корпуса Новой городской больницы, которую возводил архитектор Владислав Домбровский. Проконсультировавшись с медиками, архитектор сразу потребовал от городских властей выделить под больничный комплекс значительную территорию. Такая панацея давно уже практиковалось в Европе, где в больницах между больничными корпусами предполагалось пространство для прогулок и озеленения. Но в Одессе эта панацея не сработала, ибо прогулки больных с медсёстрами очень оттягивали выздоровление, а порой вообще заканчивались летальным исходом, то есть женитьбой.

Кстати, поодаль от клинической больницы на Слободке была построена и психиатрическая лечебница, о которой уже упоминалось. «Принимая в соображение цель лечебницы, она построена с большой роскошью и шикарностью», — как отмечено в путеводителе Г. Каранта. А как могло быть иначе?! Там ведь содержались августейшие особы. Увы, с тех пор многое изменилось. Измельчали и сумасшедшие в психбольнице. Если раньше страдавшие манией величия воображали себя Их Величествами или, в крайнем случае, Великими Князьями, то в эпоху развитого социализма их места в палатах заняли мнимые Секретари Райкомов или, в крайнем случае, химерные Начальники ЖЭКов. Это свидетельствует о явной патологии то ли пациентов, то ли эпохи. А поскольку переименовывать в очередной раз этот район Одессы в «Слободку-Райкомовку» было бы неблагозвучно, одесситы по-прежнему называют его просто — «Наша Слободка».

Валентин Крапива

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Андрей
Андрей
10 лет назад

где давно медицинский спирт местные эскулапы, принимая спирт с оздоровительными целями, занюхивали его мочалкой, считая это очень гигиеничным сочетанием.

Простите, не удержался, скопировал-вставил. Крапива здесь превзошёл самого себя. Мало того, что он резко повысил свой обычный процент иронической воды до 96%, так эта цифра навеяла ему мысль о спирте. А занюхивать его мочалкой — не из личного ли опыта эта идея?
БРАВО, ВАЛЕНТИН!

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции