Новости Одессы и Одесской области


Один из старинных мостов Одессы может скоро обрушиться?

Первый раз я пытался обратить внимание на состояние одесского моста Коцебу более пяти лет назад. В январе 2006 года в «Одесском вестнике» под заголовком «Два варианта варварства» была помещена моя статья по поводу, теперь уже кажущимся мне пустяковым, а тогда вызвавшем искреннее негодование: с моста исчез один из четырех старинных фонарей, да и замечательная ограда требовала реставрации. По наивности, я пытался рассмотреть проблему не только с этической, ни и с экономической стороны. «Сегодня затраты на восстановление моста окажутся относительно небольшими, — писал я тогда. —  Но с каждым днем он стареет, а здесь еще какие-то человекообразные вмешались в его и без того безрадостное существование. Нужно спешить: утрата может оказаться невосполнимой».

Первая попытка  ремонта была безуспешной
Мой призыв горячо поддержал известный в городе и неравнодушный одессит Геннадий Калугин, тоже утопист: «Восстановления моста следует, пожалуй, уже не просить, а потребовать. Надеемся, что газету Одесского горсовета читают и в управлениях Горсовета, а потому предпримут необходимые и достаточные меры». Как же, читают… Реакции тех, к кому наши статьи были обращены, не последовало. Мост продолжал разрушаться буквально на глазах. Более того, потерявшие не только всякий стыд, но и чувство собственной безопасности, «крутые пацаны» — владельцы «Лексусов» и «Мерседесов» — превратили многострадальный мост… в стоянку своих шикарных авто. Чем не персонажи какой-нибудь «Книги рекордов Гиннеса» для умственно отсталых?

В конце 2006 года появляется следующая моя статья на эту же тему, а в январе 2007 года — новая статья Геннадия Калугина, где прямо говорится о необходимости принятия срочных мер «…ради предотвращения гибели людей»… И вновь нулевая реакция. Но проходит немного времени, и я читаю название моста среди объектов, включенных в реестр городских сооружений, подлежащих ремонту в 2007 году. Более того, весной того же года на мосту появились строители, а с ними – реальная надежда, что все беды  нашего моста уйдут в прошлое.

Но каково же было мое разочарование, когда эти ребята в спецовках, повозившись несколько дней с ремонтом штукатурки парапетов находящегося в аварийном состоянии моста, бесследно исчезли, а вслед им начали быстро исчезать и результаты их деятельности — неряшливо отремонтированная штукатурка на парапетах стала трескаться и осыпаться. Вот такой ремонт с реставрацией… Об этом очередном безобразии я рассказал в статье «Повторение пройденного, или Нужен ли Одессе мост Коцебу» («Одесский вестник», 2008 год).

Дорожная служба города намеренно разрушают мост?

Изменилось ли что-нибудь с тех пор? Конечно. Расписавшись в своей полной беспомощности в борьбе с автолюбителями, паркующимися на мосту, дорожная служба вколотила в бордюрные камни тротуара многострадального моста металлические вертикальные ограничители. Теперь уникальный мост Коцебу не просто авариен – он превратился в уродца.
Когда-то, налюбовавшись великолепным зданием Новой биржи (ныне – Филармония) – бессмертным творением одесского архитектора Бернардацци – прохожий спускался кварталом ниже и, остановившись на изящном мосту Коцебу, обращал взор на открывающуюся в конце Деволановского спуска панораму Одесского порта. Повернув голову чуть вправо, он отдавал должное изысканной архитектуре дома Новикова с мощными атлантами на входе. А что сегодня может порадовать глаз здесь, в самом центре Одессы? Прекрасный фасад Филармонии – обветшавший и требующий реставрации – все равно прекрасен. А вот кварталом ниже картина открывается жутковатая: изуродованный разрушающийся мост, под ним – руины корпусов завода «Эпсилон» (он и в свои лучшие времена глаз не радовал, а теперь – так просто жуть!) и, как венец 90-летнего издевательского отношения к оставленному нам ушедшими одесситами наследству, — дом Новикова. Дом-призрак…

Но дело уже вовсе не в эстетике. Повторюсь: в любую минуту мост Коцебу может стать причиной серьезнейшей катастрофы с человеческими жертвами. Сегодня часть тротуара символически, с помощью скотча, ограждена из-за зияющей в нем сквозной дыры. Инженер-строитель по профессии, я каждый раз, проходя мимо, заглядываю в нее и с ужасом спрашиваю: «Боже, по чему мы здесь ходим и ездим? На чем держится само пролетное строение?!»

Ждать трагедии осталось недолго?

Задаю вопрос: как же все-таки вытащить из машины и заставить заглянуть в эту дыру дармоеда-чиновника, отвечающего за эксплуатационное состояние городских сооружений (как видите, о памятнике архитектуры уже речь не идет)? Не в состоянии отремонтировать – наглухо закройте проходы и проезд через мост, не подвергайте опасности жизни людей! Не хочу «накаркать», но если, не дай Бог, мост рухнет, сразу изыщутся возможности его ремонта, хоть стоимость последнего будет в разы значительнее. И срочно созданная чрезвычайная комиссия займется поисками виновника, обязательно его найдет и предложит примерно наказать. Ребята, вы этого ждете?..

…Сделавший очень много для процветания Одессы, Павел Евстафьевич Коцебу, находясь во власти, был категорически против строительства этого моста. Неужели предвидел такое наплевательское к нему отношение?

История создания
Мост был сооружен в 1890-1892 (архитектор С. А. Ландесман) над Карантинной балкой (ныне — Деволановский спуск, ранее — Левашевский, Вакуленчука), соединив два участка улицы Полицейской (впоследствии – Кондратенко, еще позднее – Розы Люксембург, ныне – Бунина). Конструкции арочного металлического каркаса моста изготовлены в Париже и смонтированы на месте установки в Одессе. Мост украшает литая чугунная ограда, в нее с внешней стороны вмонтированы вылитые из чугуна старые гербы Одессы — по одному с каждой из сторон, которые хорошо просматриваются снизу (с Деволановского спуска). Получил название в честь последнего генерал-губернатора Новороссийского края П. Е. Коцебу.


От автора
…Могу представить, как бы возненавидели меня чиновники, отвечающие за состояние архитектурных памятников Одессы, читай они городские газеты. Kак я их только не честил… чуть ли не тунеядцами обзывал… Но эта категория чиновников местной прессой явно не интересуется, а по городу передвигается исключительно в авто с затонированными стеклами. Ее представители пребывают в счастливом неведении не только об отношении к ним населения (народа), но и о состоянии объектов, за содержание которых они якобы несут прямую ответственность. Казалось бы, следовало уже прекратить это совершенно бесполезное (а потому становящееся просто смешным) взывание к их совести и заняться чем-то более продуктивным, да только случай здесь особый. Дело в том, что мост Коцебу уже много лет является не просто очередным погибающим памятником архитектуры. Он в любой момент может стать причиной серьезного бедствия с человеческими жертвами.
Анатолий ГОРБАТЮК.

 


От редакции
Вот такой материал пришел в адрес нашей редакции. Мы его публикуем без каких-либо правок. Единственное, что решили добавить — фотоснимки. Они наглядно подтверждают проблему, о которой говорит автор.
Кроме того, редакция решила отправить запрос (вместе с номером газеты, в котором опубликован материал) в следующие инстанции: Главное Управление МЧС Украины в Одесской области, Департамент оборонной работы и Инспекцию по благоустройству города Одесского городского совета. Надеемся, что будет не только ответ, но и положительное решение городской проблемы.

 

Внештатный журналист

*Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

2 комментарии

Комментарии

2
Выскажите ваше мнение. Это важно.

avatar
500
0 Комментируемые авторы
Vasisualiiодессит!а ЭТО значит... Последние авторы комментариев
  Подписаться  
Сообщать о
одессит!а ЭТО значит...
Гость
одессит!а ЭТО значит...

в кааакой СРАНЕ(стране!) живём?

Vasisualii
Гость
Vasisualii

зачем нам мосты ремонтировать???
городская головка карусели с помпои открывает, русскии язык от себя самого защищает, а мосты и дороги сами развалятся

Еще по теме

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: